Вал отбора мощности трактора Т-25 (ВОМ)

Главная » Силовая передача » Вал отбора мощности трактора Т-25 (ВОМ)

Вал отбора мощности трактора Т-25 (ВОМ) служит для передачи вращения от двигателя к активным рабочим механизмам навесного и прицепного оборудования. На трактор Т-25 устанавливается ВОМ с зависимым приводом, перед включением или выключением которого для начала необходимо выполнить остановку трактора.
 
Вал отбора мощности находится в задней части трактора и выступает из картера трансмиссии. Когда ВОМ не используется — его хвостик закрывают специальным колпаком. Трактор Т-25А оснащен валом отбора мощности с синхронизированным приводом от наружного фланца приводного вала ведущего колеса. Это означает, что при изменении скорости движения трактора частота вращения вала также изменяется пропорционально.
 
Устройство вала отбора мощности
 
ВОМ трактора Т-25 состоит из вала и механизма включения, находящихся в корпусе гидроподъемника; промежуточного вала смонтированного в корпусе главной передачи. Вал отбора мощности и промежуточный вал оснащены зубчатыми венцами соединяющихся при включении зубчатой муфтой.
 
На шейке промежуточного вала находится внутреннее кольцо двухрядового шарикоподшипника, запрессованное до упора в зубчатый венец и фиксирующееся пружинным стопорным кольцом. Наружное кольцо подшипника находится в расточке корпуса главной передачи. Осевые смещения наружного кольца ограничивают бурт и втулка, одновременно центрирующая корпус гидроподъемника относительно корпуса главной передачи. 
 
ВОМ трактора Т-25
1 - сухарик вилки выключения; 2 - вилка включения ВОМ; 3 - ось рычага; 4 - войлочный сальник; 5 - рычаг включения ВОМ; 6 - плоская пружина рычага выключения; 7 - рукоятка рычага; 8 - промежуточный вал; 9 - двурядный шариковый подшипник; 10 - центрирующая втулка; 11 и 13 - стопорные кольца; 12 - болт крепления вилки выключения; 14 - шариковый подшипник; 15 - гайка; 16 - самоподвижный сальник; 17 - защитный колпак; 18 - вал отбора мощности; 19 - гнездо сальников; 20 - корпус гидроподъемника; 21 - стопорное кольцо; 22 - зубчатая муфта; 23 - втулка; 24 - стопорное кольцо; 25 - шлицованная втулка.
 
На торце промежуточного вала имеется расточка в которую запрессована бронзовая втулка, являющаяся передней опорой для вала отбора мощности. В валу имеются специальные сверления, по которым подводится масло для смазки поверхности втулки. На переднем шлицевом конце промежуточного вала имеется втулка, соединяющая вал с приводным валиком дополнительной передачи.
 
В качестве второй опоры вала служит подшипник, установленный в расточке корпуса гидроподъемника между гнездом сальников и пружинным стопорным кольцом. Шлицевой конец ВОМ т-25 присоединяется болтами к корпусу гидроподъемника.
 
При задействовании вала отбора мощности на его шлицы устанавливаются детали, соединяющие вал с приводом используемого оборудования. Радиальная канавка используется для фиксации установленных на валу деталей.
 
Механизм включения ВОМ
 
Механизм включения вала отбора мощности состоит из рычага, приваренного к оси и вилки. Вилка зафиксирована на оси при помощи болта, в сверлениях рожек вилки имеются сухарики, входящие в радиальную канавку зубчатой муфты. К рычагу присоединена плоская пружина, н конце которой установлена пластмассовая ручка. 
 
Для того, чтобы включить ВОМ необходимо переместить рукоятку назад до тех пор, пока пружины не пройдут через прилив на корпусе гидроподъемника. Вилка переместит муфту вперед, в следствии чего, зубчатые венцы обоих валов соединятся. Включение и выключение вала отбора мощности происходит только при выключенном сцеплении.
 
Все механизмы и узлы ВОМ трактора Т-25 смазываются маслом, поступающим из коробки передач и в дополнительном смазывании ненуждаются.